Четверг, 18.04.2024, 08:46
Приветствую Вас Гость | RSS

ГОУ СОШ № 637

Форма входа

Толерантность

«Живи с другими людьми так, чтобы твои друзья

не стали недругами, а недруги стали  друзьями»

Пифагор

Деятельность школы по созданию и развитию толерантной среды.

Современное общество все чаще характеризуется как общество повышенной агрессивности. Все, чем окружены современные дети и чем они заполняют свой досуг, - пропитано агрессией. Современные подростки вместо чтения книг предпочитают играть в компьютерные игры, вместо посещения театра смотрят бои без правил, приключенческие фильмы заменены боевиками. Это их свобода выбора. Обязательным осталось только посещение школы, где процесс образования идет на фоне воспитания, где сходятся дети разных национальностей, статусов, взглядов. Поэтому именно в школе необходимо создать среду, в которой будет спокойно, безопасно и комфортно – толерантную среду.

Существует два подхода к созданию толерантной среды:

  1. борьба с проявлениями интолерантности – борьба со «злом», то есть ограничения, запреты, законы;
  2. создание условий для воспитания открытости, признания многообразия культур, способности конструктивно решать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к  примирению и разрешению противоречий.

 Эти два два подхода не исключают друг друга, а находятся в отношении взаимного дополнения.

Каждая школа выбирает свой путь решения проблем, в том числе и проблемы

воспитания толерантного сознания и поведения учащихся. В нашей школе была создана и уже более 10 лет функционирует система этико-правового образования учащихся, уже 2 год на базе школе работает районный Ресурсный центр по гражданско-правовому образованию. За основу деятельности школы была взята Санкт-Петербургская модель этико-правового и гражданского образования в школе, разработанная Н.И.Элиасберг. Сама система, включающая в себя все компоненты школьной жизни, направлена на создание особой, безопасной, правообразующей, а значит толерантной среды. Петербургская модель системы правового образования позволяет не только давать знания по праву, но и воздействуя на чувства и эмоции учеников, формирует навыки законопослушного поведения.

В начальной школе в рамках учебной программы «Я и мой мир» ученики в играх «Листок», «Доброе слово», «Понимание без слов», «Ворота друзей», «Поворот», «Молекула» и др. учатся понимать и уважать друг друга.

В 5-7 классах в курсе «Социальная практика» осуществляется модульное обучение: «Естественное право человека на жизнь», «Человек среди людей», «Война против человека и человечности», «Опасность агрессивности между людьми», «Я и моя семья», «Человек неповторим», «Национальные корни человека». Формы занятий – уроков сочетаются в определенной последовательности: диагностика (ценности), погружение (тексты), обратная связь, диалог, дискуссия, прикосновение к иной судьбе, практикум и игра.

Курс «Права человека свободной страны» в 8-9 классах, в основе содержания которого «Всеобщая декларация прав человека» и обновленное российское законодательство, включает уроки «Мы – россияне», «Россия на пути обновления», «Гражданин России», «Высшая ценность в России – человек, его право и свобода», «Мы – петербуржцы!», дискуссия «Женская агрессия  - это норма или противоестественность».

Особенностью программы 10-11 классов «Основы правовых знаний» является разделение занятий на систематический курс в форме аудиторских занятий и внеурочных (встречи с юристами, лекции, деловые игры, практикумы, конкурсы). Создание плакатов «Нет жестокости», деловая игра «Как сделать свой микрорайон безопасным», практикум «Как не стать жертвой преступления» и др.

Наши учащиеся, обучаясь на уроках, тренингах, начинают понимать, что отношения в школе регулируются не только моральными установками, но и нормами права, законами нашей страны. Ценность современного права состоит в том, что оно очерчивает границы общественно необходимой свободы человеческой личности. Дети усваивают правило «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека».

Выбор данного направления работы школы обусловлен сложностью контингента обучающихся, близостью других образовательных учреждений, которые длительное время осуществляли отбор учащихся на основе интеллектуального развития, проживанием большинства семей в общежитиях и не являющихся коренными жителями Санкт-Петербурга. Это заставило педагогический коллектив искать выход из сложившейся ситуации, чтобы сделать школу привлекательной для детей и родителей, в то же время дать им шанс получить знания, необходимые и полезные им в жизни.

Характеристика контингента учащихся школы

Данные по учащимся  2007/2008 учебный год  2008/2009 учебный год 
 Всего учащихся  212 213
 Количество проживающих в общежитиях  62 69
 Количество детей мигрантов  0  2 
 Количество детей из неполных семей 17/3 15/0
 Количество стоящих на учете (внутришкольный/ОДН) 48 56

В школе сложился работоспособный коллектив педагогов, все члены которого имеют соответствующую профессиональную подготовку в области этико-правового образования и опыт работы по данному направлению. Известно, что школы хороши лишь настолько, насколько хороши работающие в них учителя. Учитель – это сама душа процесса образования. Поэтому мы придаем большое значение обучению педагогов и внутри школы – через систему семинаров, педагогических советов, методических объединений, на которых вырабатываем общие подходы к решению проблем, формируем правильные установки собственного поведения в различных педагогических ситуациях. Так, например, в этом учебном году на заседании педагогического Совета «Как обучать толерантности» мы обучали учителей созданию модели толерантного класса, в сравнении с интолерантным:

 Толерантный класс Интолерантный класс
 Умение внимательно слушать и слышать  Перебивание, не умение слушать 
 Стремление разобраться, расспрашивание Игнорирование
 Совет, предложение Отстранение
 Похвала, согласие Обзывание
 Подбадривание  Обвинение, упреки
 Благожелательность  Осуждение, критика
 Утешение Морализирование, проповедь
 Эмпатия  Предостережение, предупреждение
 Поддержка Приказ,указание

В ходе данного педсовета  педагоги  школы могли оценить степень собственной агрессивности, проанализировать ее причины и определить пути преодоления агрессивных проявлений в себе, учились создавать условия для разрешения ученических конфликтов, соблюдая педагогическую этику.

Нельзя отрицать, что основы толерантного отношения к миру, окружающим закладываются в семье. В этой связи социологи в последние годы отмечают серьезный дефицит позитивного воздействия на детей в семье, и , как следствие, у подростков наблюдаются неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения. Поэтому одна из основных задач школы - сотрудничество с родителями. Большинство родителей являются союзниками школы в вопросах воспитания, но в неблагополучных семьях родители крайне редко идут за помощью к учителям, относятся к школе либо безразлично, либо враждебно. Поиск конструктивного взаимодействия с ними, путей и средств оздоровления обстановки в семьях – залог изменений отношения к детям и методам воспитания. Учителю даже а неблагополучных родителях нужно уметь видеть своих помощников и союзников. Главное – тактичность, доброжелательность и терпение.

В нашей школе  система работы по развитию партнерских отношений с родителями выстраивается по следующим направлениям:

-         повышение педагогической культуры родителей через родительский всеобуч. Так проведены следующие родительские собрания: «Взаимоотношения со сверстниками», «Миролюбие против насилия», «Ребенок в изменяющемся мире», «Агрессия, ее причины и последствия», «Жестокость», «Ответственность родителей за организацию досуга детей» и др. На родительских собраниях мы учим родителей общаться с детьми, знакомим с результатами педагогических диагностик -  «Уровень воспитанности», «Мотивация к учению», «Ценностные ориентации», «Отношение к себе и окружающим..» и др., помогая понимать, уважать, ценить своих детей и серьезно относиться к моделированию отношений в семье.

-         работа службы сопровождения школы (индивидуальные консультации, беседы);

-         привлечение родителей к воспитательной работе с детьми в школе (День семьи, классные праздники, лекции, спортивные игры, соревнования, тур. Походы, День здоровья).

Значимость семьи и семейного воспитания признана во всем мире и закреплена в Правах человека и Конвенции о правах ребенка.

Важно, чтобы к  работе по гражданско-правовому образованию, воспитанию толерантности принимало как можно большее количество социальных партнеров.

Атмосфера школьной жизни, нормы и правила, отношения с учителями существенным образом влияют на поведение учащихся. Логика гражданско-правового образования подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, расширяют безопасное для ребенка пространство, в котором ему хорошо и интересно. В результате накопленного положительного опыта работы педагогического коллектива школы была создана  Программа по профилактике правонарушений, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений,  профилактики проявлений ксенофобии, укреплению толерантности. Реализация Программы предполагает следующие виды деятельности по содержанию:

- организация мероприятий по совершенствованию системы правового образования учащихся;

- проведение организационных работ по созданию системы профилактики правонарушений в школе (анализ, выявление, определение форм работы, утверждение состава Совета профилактики, тематики классных часов, встреч, бесед, и др.);

 - работа с учащимися (устранение причин дезадаптации, планирование форм вовлечения учащихся в положительную деятельность);

- работа с родителями (определение тематики родительского Всеобуча, родительских собраний, индивидуальной работы);

- работа с ОДН 51 ОМ Московского района (проведение бесед, рейдов, Совета Профилактики, индивидуальных консультаций);

 - сотрудничество с социальными партнерами программы – ЦПМСС, ДДТ, МО «Московская застава», Центра по профилактике безнадзорности, ГУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Прометей» и др.;

- работа районного ресурсного Центра «Гражданско-правовое образование».

Мир нейтрален.

В нем нет ни добра, ни зла.

Это социальное понятие Человечества.

Что посчитаем нужным возвеличить, то и будем воспитывать.

Что воспитаем в детях, то и получим в обществе.

Осознавая обилие проблем и отсутствие единственного решения современное общество склоняется к толерантности

И ставка делается на образование, просвещение школы.




Поиск